ПОЗВОНИТЕ НАМ:

8(35332) 2-11-43

Информация от Прокуратуры


Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об исполнительном производстве в деятельности ГБУЗ «Тюльганская районная больница» (далее – ГБУЗ «Тюльганская РБ») в ходе которой выявлены нарушения.

В прокуратуру района поступило обращение многодетной жительницы Тюльганского района по вопросу списания денежных средств по исполнительному производству в размере превышающим величину прожиточного минимума.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что заявитель трудоустроена в ГБУЗ «Тюльганская РБ». В соответствии с п. 5.1. ст. 69 Закона № 229-ФЗ заявителем в Тюльганское РОСП 03.02.2022 подано заявление о сохранении заработной платы и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Данное заявление рассмотрено и удовлетворено, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 17.02.2022 об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства), а также постановление об отмене обращения на доходы, которое направлено в адрес работодателя – ГБУЗ «Тюльганская РБ».

Вместе с тем, в апреле 2022 года бухгалтером ГБУЗ «Тюльганская РБ» в нарушение ч. 5.1 ст. 70 Закона № 229-ФЗ, не указан код (маркировка) заработной платы, в связи с чем с указанного вида дохода банком удержаны денежные средства в размере превышающим величину прожиточного минимума.

В связи с чем, прокуратурой района 03.11.2022 главному врачу ГБУЗ «Тюльганская РБ» внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, нарушения устранены, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Также прокуратурой района в Тюльганское РОСП направлена информация о выявленных нарушениях, по результатам рассмотрения которой бухгалтер ГБУЗ «Тюльганская РБ» привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ.


Увольнение работника возможно только по основаниям, предусмотренным статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), а также при наличии объективных причин для применения этих оснований. При увольнении по инициативе работодателя важно соблюдать установленную законом процедуру.

Так, согласно ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора (то есть, в последний день работы) работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 ТК РФ) и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 ТК РФ. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

За незаконное увольнение работника федеральным законодательством предусмотрена административная, материальная, а в некоторых случаях и уголовная ответственность.

Так, при нарушении порядка увольнения (невыдача трудовой книжки в день увольнения) работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ, а при невыплате или несвоевременной выплате работнику положенных ему при увольнении сумм предусмотрена ответственность по ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ.

Уголовная ответственность предусмотрена, в частности по ст. 145 УК РФ - за необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности или наличия детей в возрасте до трех лет, а также по ст. 144.1 УК РФ - за необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста.

В случае, если увольнение было незаконным, то помимо рисков привлечения к перечисленным видам ответственности, работника могут восстановить на работе. В этом случае работодатель обязан будет выплатить работнику средний заработок за время вынужденного прогула, возместить судебные издержки (абз. 1, 2 ст. 234, ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ, ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, абз. 1 п. 60 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).


Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и гарантирует эффективную защиту их других прав и законных интересов.

Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон) возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, на должностных лиц этих органов, учреждений и организаций обязанность по принятию и рассмотрению обращений граждан.

Порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с №59-ФЗ, обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, в указанное выше учреждение или организацию, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в указанные органы, учреждения или организации.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, учреждения или организации, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости гражданин прилагает к письменному обращению документы или материалы/копии в подтверждение своих доводов.

В обращении, поступившем в электронной форме, гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы/копии в письменной форме.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в компетентный на решение изложенных вопросов орган или должностному лицу.

В течение 3-х дней письменное обращение подлежит обязательной регистрации и в течение 30 дней со дня регистрации рассматривается (в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением лица, направившего обращение).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, учреждения, организации, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением этого обращения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Лица, виновные в нарушении Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в виде штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей.

Работники прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, систематически проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.


Федеральным законом от 14.03.2022 № 58-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Статьей 8 указанного Федерального закона установлено, что в 2022 году при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются следующие особенности:

1) Правительство Российской Федерации вправе установить особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе дополнительно определить случаи предоставления таких земельных участков без проведения торгов и сократить сроки предоставления таких земельных участков;

2) наряду со случаями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, допускается заключение договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, орган государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, вправе определить случаи установления в 2022 году льготной арендной платы по договорам аренды указанных земельных участков и размер такой платы. Размер арендной платы не может быть менее одного рубля и устанавливаться на срок более 1 года.

До 1 марта 2023 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия данного договора аренды, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо арендодателем не заявлено в суд требование о расторжении данного договора аренды;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 3 настоящей статьи, не может превышать три года. При этом положения пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации не применяются.

Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 3 настоящей статьи, в срок не позднее пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении.


Прокуратурой Тюльганского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в том числе об охране здоровья обучающихся в деятельности образовательных учреждений Тюльганского раона.

В ходе проведенных проверочных мероприятий, прокуратурой района установлено, что в медицинских блоках образовательных учреждений Тюльганского района отсутсвуют оборудования, предусмотренные стандартом оснащения медицинского блока организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, что не соответсвует требованиям законодательства.

Данные обстоятельства нарушают права есовершеннолетних на охрану здоровья.

В результете указанного, прокурор района обратился с 7 исковыми заявлениями о обязании вышеназванных образовательных организаций оборудовать медицинский блог образовательного учреждения согласно требований Стандарта оснащения медицинского блока организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденного приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 822н.

Исковые требования прокурора района удовлетворены в полном объеме.


Прокуратурой Тюльганского района совместно с представителем государственной инспекции труда по Оренбургской области 26.05.2022 проведены проверки соблюдения законодательства об охране труда, трудового законодательства в деятельности муниципальных учреждений, расположенных на территории п. Тюльган Тюльганского района.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем обеспечении сотрудников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте при исполнении трудовых обязанностей, в ненадлежащей организации обучения сотрудников по охране труда, отсутствии обязательного медицинского освидетельствования у водителя учреждения, нарушении трудового законодательства об уведомлении работника в письменной форме не позднее чем за два месяца работодателем об изменении обязательных условий трудового договора.

В связи с чем, в адрес учреждений 31.05.2022 внесены представления об устранении нарушений трудового законодательства, законодательства об охране труда, которые рассмотрены и удовлетворены, лица, допустившие нарушения привлечены к ответственности.

В отношении руководителей муниципальных учреждений возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса), ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний), ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты). Указанные материалы направлены в государственную инспекцию труда по Оренбургской области для рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения 27.06.2022 инспекцией труда руководители признаны виновными в совершении указанных административных правонарушениях, назначены наказания в виде предупреждения и штрафов на общую сумму 50 000 руб.


Об ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним

В административном и уголовном законодательстве закреплена ответственность за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции несовершеннолетним.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от22.11.1995 № 171- ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания несовершеннолетним не допускается.

Предусмотрено, что в случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность и позволяющий установить возраст этого покупателя.

Ответственность за неисполнение вышеуказанного требования предусмотрена статьей 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и статьей 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Так, частью 2 пункта 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ установлена административная ответственность за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, предусматривающая штрафные санкции для граждан (продавцов) до 50 тыс. рублей, на должностных лиц (директор магазина) до 200 тыс. рублей; а для юридических лиц до 500 тыс. рублей.

Уголовная ответственность по статье 151.1 УК РФ наступает в случаях розничной продажи несовершеннолетним алкогольной продукции, совершенной неоднократно.

Под розничной продажей несовершеннолетнему алкогольной продукции, совершенной лицом неоднократно, признается розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Санкция предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 6 месяцев либо исправительных работ на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.


Родители ответственны за жизнь и здоровье своих детей

С приходом в регион теплой погоды, к сожалению, стали регистрироваться несчастные случаи с малолетними детьми.

Так, на днях в областном центре выпал из открытого окна квартиры, расположенной на 5 этаже, полуторагодовалый малыш (находится в больнице).

Дети дошкольного возраста в большей мере подвержены бытовым травмам (ожоги, падение с высоты, утопление, отравления, поражение электрическим током, удушье).

Родителям следует быть более внимательными, предусмотрительными к своим детям и к обстановке, в которой они находятся, не оставлять детей без присмотра.

Школьники ведут более активный и самостоятельный образ жизни, в силу чего больше травмируются, катаясь на велосипедах, роликах, электросамокатах и т.п.

В целях сохранения жизни и здоровья детей родителям необходимо принять дополнительные меры по обеспечению безопасности своих детей (ограничить доступ детей к открытым окнам, емкостям с горячими жидкостями, включенным электроприборам и т.п.), разъяснить им правила безопасного поведения на улице, игровых площадках, водоемах, при обращении с животными, а также  на проезжей части, при катании на велосипедах и других устройствах.

Ответственность за жизнь и здоровье детей возложена действующим законодательством на родителей.

Так, в силу статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

За ненадлежащее исполнение родительских обязанностей статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.


Прокуратура разъясняет права и обязанности несовершеннолетних

Детьми по российским законам считают всех граждан до 18 лет. Базовые права ребенка закреплены в Конституции Российской Федерации и в Семейном кодексе Российской Федерации. Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

С младенчества дети обязаны слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание, соблюдать правила поведения дома, в общественных местах, образовательных учреждениях. По мере взросления ребенок приобретает дополнительные права, а круг его обязанностей расширяется.

С 6 лет у детей добавляются права совершать мелкие бытовые сделки, такие как покупка продуктов, одежды, книг, канцелярских товаров и других вещей по относительно невысокой стоимости. Главной обязанностью детей и их родителей по достижении ребенком возраста 6 лет и 6 месяцев является получение им основного общего образования. По общему правилу каждый ребенок должен отучиться в школе 9 классов. За учебой детей обязаны следить родители.

Семейным кодексом Российской Федерации закреплено право ребенка выражать свое мнение. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Например, изменение имени или фамилии ребенка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.

В 14 лет ребенок получает паспорт и ряд других новых «взрослых» прав. С этого возраста дети могут зарабатывать свои первые деньги на законных основаниях. Право на труд относится к конституционным правам. Работать разрешено в свободное от учебы время (например, во время каникул). Для этого потребуется согласие одного из родителей. Работать разрешается не более 4 часов в день. С каждым последующим годом продолжительность рабочего времени для детей постепенно увеличивается.

С 16 лет в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей ребенок может быть эмансипирован, то есть получить все права 18-летнего, по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда. Эмансипированный подросток сможет сам подписывать контракты и договоры, покупать и продавать квартиру и совершать другие важные сделки без согласия родителей. Но эмансипация не только гарантирует определенные права в принятии решений, но и накладывает на него дополнительную ответственность. С этого момента ребенок самостоятельно отвечает за последствия своих решений, а с его родителей снимаются все обязательства.

Даже несмотря на высокую личную ответственность и самостоятельность, эмансипированный подросток не сможет водить машину, участвовать в выборах, покупать алкоголь или получать разрешение на оружие вплоть до совершеннолетия. Учиться вождению автомобиля разрешено с 16-летнего возраста, сдать экзамен на право управления транспортным средством - с 17 лет, при этом получить водительское удостоверение - только с 18 лет.

В 17 лет мальчики обязаны встать на воинский учет и получить приписное свидетельство. Таким образом, с возрастом у ребенка растет перечень доступных прав и обязанностей. Пропорционально увеличивается ответственность за проступки.

Дети несут ответственность за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения по достижении ими возраста 11 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

Уголовной ответственности подлежат подростки, достигшие возраста 14 лет, но пока только за отдельные преступления, такие как убийство, кража, грабеж, разбой, вымогательство, угон автомобиля, заведомо ложное сообщение об акте терроризма и некоторые другие.

По достижении возраста 16 лет подростки подлежат административной и уголовной ответственности за совершение всех видов правонарушений и преступлений, но с соблюдением специального порядка.


Школьники, получающие пенсии по потере кормильца, не утратят право на социальную доплату к пенсии в случае временного трудоустройства

Федеральным законом от 16.04.2022 № 113-ФЗ внесены изменения в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

В соответствии с внесенными изменениями, школьники, получающие пенсии по потере кормильца, не утратят право на социальную доплату к пенсии в случае временного трудоустройства.

Действующим законодательством предусмотрено правило, согласно которому социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы или иной деятельности, в течение которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с принятым законом данное правило не применяется к детям, к детям-инвалидам, инвалидам с детства, обучающимся в образовательных организациях (но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет), в случае временного трудоустройства или участия в общественных работах, по направлению государственной службы занятости.


Об особенностях совершения сделок по отчуждению имущества несовершеннолетнего

Гражданская дееспособность, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, как правило, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, по достижении возраста 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Исключение составляют случаи приобретения полной дееспособности в результате вступления в брак до достижения 18 лет либо эмансипации, то есть объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 ГК РФ).

В связи с тем, что дееспособность несовершеннолетних ограничена, сделки по отчуждению имущества несовершеннолетнего имеют определенные особенности (ст. ст. 26, 28 ГК РФ).

За несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), совершать сделки от их имени могут только их родители, усыновители или опекуны (п. 1 ст. 28 ГК РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (п. 1 ст. 26 ГК РФ).

Исключение составляют сделки, которые несовершеннолетние могут совершать самостоятельно.

К таким сделкам относятся, в частности:

1) для малолетних в возрасте от 6 до 14 лет:

мелкие бытовые сделки (например, дарение недорогой игрушки);

сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения;

2) для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет:

распоряжение своим заработком, стипендией и иными доходами;

осуществление прав автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (например, заключение договора отчуждения исключительного права на результат своей интеллектуальной деятельности);

внесение вкладов в кредитные организации и распоряжение ими;

совершение мелких бытовых сделок и сделок, которые могут совершать малолетние.

Законные представители несовершеннолетних, их супруги и близкие родственники не вправе совершать с несовершеннолетним сделки по отчуждению его имущества, то есть не могут быть приобретателями (например, одаряемыми, покупателями) имущества несовершеннолетнего.

К близким родственникам относятся родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, а также полнородные и неполнородные братья и сестры (п. 3 ст. 37 ГК РФ; ст. 14, п. 3 ст. 60 СК РФ).

Также запрещено дарение от имени малолетних их законными представителями, за исключением обычных подарков стоимостью не более 3000 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 575 ГК РФ).


Усилена уголовная ответственность за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних

С 17 марта 2022 года вступает в силу Федеральный закон от 06.03.2022 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Названным Федеральным законом расширен перечень отягчающих обстоятельств, в случае совершения преступления в отношении несовершеннолетнего. Таким обстоятельством будет являться совершение преступления лицом, на которое возложены обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и (или) защите прав и законных интересов несовершеннолетнего, либо лицом, проживающим совместно с несовершеннолетним, либо лицом, чья трудовая деятельность связана с несовершеннолетними.

Кроме того, усилена ответственность за понуждение к действиям сексуального характера, совершенное в отношении несовершеннолетнего, в частности, с использованием СМИ либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

Устанавливается ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении детей до 14 лет. Наказание за такое преступление составит до 1 года лишения свободы.

Уточнены особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля. В частности, допрос несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а также несовершеннолетних, имеющих физические или психические недостатки, проводится с обязательным участием педагога или психолога. Обязательность участия педагога или психолога при допросе свидетелей или потерпевших в возрасте от 16 до 18 лет устанавливается по усмотрению суда. Также отмечается, что допрос несовершеннолетнего в возрасте до 7 лет не может продолжаться без перерыва более одного часа, от 7 до 14 лет – более двух часов, старше 16 лет – более четырех часов.


Антитеррористическая защищенность объектов спорта

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2019 N 52 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных ему организаций, а также формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства спорта Российской Федерации и подведомственных ему организаций" установлены требования, обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности комплексов технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, прилегающих к ним территорий, не являющихся объектами спорта, правообладателями которых являются Минспорта России и подведомственные ему организации.

Указанные требования не распространяются: на объекты (территории), подлежащие обязательной охране Росгвардией; на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране Росгвардией, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны; на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства РФ.

Для установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности осуществляется категорирование таких объектов (территорий). Отнесение к определенной категории осуществляется с учетом степени угрозы совершения теракта, а также на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут пострадать и возможном материальном ущербе, и ущербе окружающей природной среде в результате совершения террористического акта. Также утверждена форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).


Возможно ли освобождение от ответственности за пособничество терроризму?

Лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствование предотвращению либо пресечению преступления лица может выражаться в т.ч. в совершении каких-то определенных действий, например оказании помощи в освобождении заложников, в уговоре террористов прекратить свои действия, их разоружение, отказ в совершении посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя иностранного государства или международной организации.


Какая ответственность предусмотрена за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики?

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» запрещается использование, в том числе публичное демонстрирование, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, а также являющихся экстремистскими материалами изображений руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), как оскорбляющих многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах.

Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» вышеперечисленные действия приравнены к экстремистской деятельности и недопустимы на территории Российской Федерации.

При совершении указанных деяний виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.3 КоАП РФ, в виде штрафа, налагаемого на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей, на должностных лиц – от одной тысячи до четырех тысяч рублей, на юридических лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Кроме того, указанной нормой закона для граждан предусмотрено наказание в виде административного ареста на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения.

В преддверии празднования Дня Победы следует также отметить, что частью 4 статьи 13.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, либо публичное осквернение символов воинской славы России, в том числе совершенные с применением средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет»).


Особенности деятельности физических лиц, выполняющих функции иностранного агента

В соответствии со ст. 2.1 Федерального закона от 28.12.2012 № 272 «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» физическое лицо может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, в случае, если оно осуществляет на территории Российской Федерации в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации, в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в интересах иностранного источника гражданами Российской Федерации, российскими организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Лицо, осуществляющее указанную деятельность, обязано подать заявление в Минюст России о включении его в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, намеревающееся после прибытия в Российскую Федерацию осуществлять данную деятельность, обязано до момента въезда в Российскую Федерацию уведомить об этом Минюст России.

После включения в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, это лицо обязано не реже 1 раза в 6 месяцев представлять в органы Минюста России отчет о своей деятельности, включая сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании.

Кроме того, лицо, выполняющее функции иностранного агента, обязано указывать об этом статусе при осуществлении вышеуказанной деятельности, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.

Материалы, издаваемые и распространяемые этим физическим лицом, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и распространяются физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Лицо, выполняющее функции иностранного агента, не может быть назначено на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.

Статьей 19.7.5-4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента обязанностей по представлению в Минюст России указанных сведений.

За совершение данного правонарушения может быть назначено наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб.

За неуказание физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, своего статуса в случаях, предусмотренных законом предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от 10 000 руб. до 30 000 рублей.


Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления

Во исполнение ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О  противодействии терроризму» постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 732 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа, предназначенных для организации отдыха детей и их оздоровления.

Названные требования впервые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности для организаций отдыха детей и их оздоровления.

Выделяются объекты (территории) нестационарного и стационарного типов. Последние представляют собой комплекс технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, прочно связанных фундаментом с землей и имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), прочно связанные фундаментом с землей, обособленные помещения или группы помещений.

Для объектов стационарного типа предусмотрены, в том числе оснащение системой тревожной сигнализации для вызова экстренных оперативных служб, периодический обход (не реже 4 раз в сутки) и осмотр зданий (строений, сооружений).

Установлен порядок проведения плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов. Срок проведения проверки не может превышать 5 рабочих дней.

Предусмотрен порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях) и реагирования лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности, на полученную информацию.

Так, при обнаружении угрозы совершения террористического акта, получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения или при совершении террористического акта должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории) нестационарного типа, либо уполномоченное им лицо, обеспечивает информирование по единому телефону «112» или иным доступным способом экстренных оперативных служб.

Также утверждена форма паспорта безопасности объектов (территорий) стационарного типа.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности возлагается на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах.

За нарушение требований к антитеррористической защищенности либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) предусмотрена административная ответственность для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.


Внесены изменения в закон «О противодействии коррупции»

17 марта 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 06.03.2022 №44-ФЗ, в соответствии с которым Федеральный закон «О противодействии коррупции» будет дополнен статьей 8.2.

Согласно внесенных изменений, в случае, если в ходе осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе лица, на которого возложена обязанность по предоставлению сведений о доходах и расходах, получена информация о том, что в течение года, предшествующего отчетному на его счета и счета супругов и несовершеннолетних детей поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и два предшествующих года лица, осуществляющие такую проверку, будут обязаны истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения денежных средств.

В случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения дохода или представления недостоверных сведений материалы проверки в трехдневный срок направляются в органы прокуратуры.

В целях реализации полномочий на проведение проверки законности получения доходов прокуроры будут наделены полномочиями по направлению запросов в федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации с целью получения имеющихся у них сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера проверяемых лиц, их супругов и несовершеннолетних детей, а также об источниках поступления денежных средств на их счета в банках и иных кредитных организациях.

Руководители органов и организаций, получившие указанный запрос прокурора, будут обязаны организовать его исполнение и представить в установленном порядке запрашиваемую информацию.

После завершения проверки органы прокуратуры получат право на обращение в суд с заявлением о взыскании в доход Российской Федерации денежной суммы, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность получения средств, если размер взыскиваемой суммы превышает 10 тыс. рублей.


Имеются ли особенности привлечения к трудовой деятельности бывших государственных или муниципальных служащих? Что грозит работодателю в случае их несоблюдения?

В соответствии с требованиями ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового либо гражданско-правового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после их увольнения со службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы.

Соответствующие Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

Неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности влечет привлечение к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей; на должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.


Какие преступления являются коррупционными?

Коррупционное преступление – общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы той или иной, прежде всего государственной службы и выражается в противоправном получении государственным (муниципальным) служащим либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе международной) каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

Коррупция в современных условиях практически лишает возможности успешного экономического развития, ставит под вопрос выполнение государственных бюджетных обязательств, тем самым способствуя росту социальной напряженности. Коррупция проявляется во взяточничестве либо злоупотреблении. Понятие коррупции охватывается такими видами правонарушений, как коррупционный протекционизм, коррупционный фаворитизм и коррупционный лоббизм. Широкое распространение в качестве способа коррупционной наживы получило хищение бюджетных средств.

С целью своевременного реагирования на стремительно изменяющуюся ситуацию и появление новых коррупционных проявлений Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, которым предусмотрена комплекс мер всех органов, некоммерческих организаций, направленных как на предупреждение, так и пресечение коррупции, её последствий.

Коррупционные преступления выявляются по результатам мониторинга СМИ, рассмотрения обращений граждан, должностных лиц, общественных организаций, результатов деятельности кадровых служб органов власти при проверке соблюдения: деклараций о доходах, антикоррупционных стандартов, оценке коррупционных рисков, ситуаций конфликта интересов. Выявляются коррупционные преступления в ходе надзорной деятельности прокуратуры. Выявление коррупционных преступлений является приоритетным направлением в деятельности оперативных служб полиции, ФСБ.

Возбуждение, расследования уголовных дел, привлечение к уголовной ответственности, назначение наказания, его исполнение является самым эффективным способом пресечения коррупционных преступлений.

Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) не содержит конкретную главу о коррупционных преступлениях. Это и ст. 201 (Злоупотребление полномочиями) УК РФ; ст. 204 (Коммерческий подкуп) УК РФ; ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ; ст. 289 (Незаконное участие в предпринимательской деятельности) УК РФ; ст. 290 (Получение взятки) УК РФ; ст. 291 (Дача взятки) УК РФ; ст. 291.2 (Мелкое взяточничество).

Совместным указанием Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации предусмотрен перечень статей УК РФ о преступлениях коррупционной направленности. Так, к преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие признаки:

– непосредственное нанесение вреда авторитету государственной власти, государственной и муниципальной служб;

– незаконный (противоправный) характер получаемых государственным служащим или иным публичным служащим каких-либо благ (в том числе имущества, услуг или льгот);

– использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства, общества или соответствующей службы;

– обладание совершившим коррупционное преступление лицом признаками должностного лица;

– наличие у виновного умысла на совершение действия (акта бездействия), объективно причиняющего ущерб интересам государственной власти, публичной службы;

– наличие у виновного корыстной или иной личной заинтересованности.

По категориям преступлений основные составы:

– к тяжким – ст. 201.1, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1 УК РФ,

– к преступлениям средней тяжести – ст. 184, 188, 291.1 УК РФ.

– к преступлениям небольшой тяжести – ст. 141.1, ст. 200.5, 204, 204.1, 204.2, ст. 289, 290, 291, 291.2 УК РФ.

Предварительное расследование в соответствии со ст. 150, 151 УПК РФ по делам коррупционной направленности производится как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания:

– предварительное следствие: ст. 141.1, 184, ст. 200.5, 201.1, 204, 204.1, п. «а» ч. 2 ст. 226.1, п. «б» ч. 2 ст. 229.1, ст. 289, 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ;

– дознания: ст. 204.2 УК РФ.

Наказание и иные средства уголовно правового характера (ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 6 УК РФ) за совершение коррупционного преступления различны. Максимальное наказание – лишение свободы сроком на 15 лет, штраф 100- кратный сумме взятки.

К средствам, дополняющим уголовное наказание, относятся: судимость, конфискация имущества, возмещение ущерба.

УК РФ не только содержит нормы о наказании, но и предупреждает гражданина о последствиях нарушения установленной нормы. То есть дает выбор: соблюдать действующее законодательство – или понести уголовную ответственность за его нарушение. Даже при совершенном преступлении коррупционной направленности, гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности или от наказания полностью или частично при условиях, установленных в УК РФ: если лицо, давшее взятку, посредник во взяточничестве активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, и добровольно сообщило о совершении преступления в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.


Определен механизм контроля за законностью получения денежных средств должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления

       С 17.03.2022 вступил в законную силу Федеральный закон от 06.03.2022 № 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции», определяющий правовой механизм обращения в доход государства средств государственных и муниципальных служащих, в отношении которых не представлены сведения о законности их получения.

     Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен статьей 8.2, обязывающей лиц, проводящих проверку достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, при установлении сведений о том, что в течение года, предшествующего году представления указанных сведений, на счета государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях поступили денежные средства в сумме, превышающей их совокупный доход за отчетный период и предшествующие два года, истребовать у проверяемого лица сведения, подтверждающие законность получения этих денежных средств.

    Законом предусмотрено обязательное направление материалов в органы прокуратуры в случае непредставления проверяемым лицом сведений, подтверждающих законность получения этих денежных средств, представления недостоверных сведений, а также увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица для проведения соответствующей проверки. При наличии оснований денежная сумма в размере, эквивалентном той части денежных средств, в отношении которой не получены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения, будет взыскана в судебном порядке в доход Российской Федерации.

        В целях реализации указанных положений законодательства в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» внесены изменения, предусматривающие полномочия прокуроров по истребованию в банках и (или) иных кредитных организациях соответствующей информации и документов.


Подписан Указ о внедрении информационных технологий в работу по профилактике коррупционных правонарушений

Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 утверждено положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции, она получила название "Посейдон".

В системе "Посейдон" содержится информация, предоставляемая в случаях и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также информация о соблюдении (несоблюдении) ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования, в том числе персональные данные этих лиц.

Система создана для информационно-аналитического обеспечения деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для проведения с использованием IT-технологий анализа и проверок на соблюдение ограничений, запретов и требований в этой сфере.

Передавать необходимую информацию в систему "Посейдон" должны будут федеральные органы власти, руководство российский регионов и территории Сириус, Центробанк, государственные корпорации и компании, государственные внебюджетные фонды, публично-правовые компании, организации, созданные Российской Федерацией на основании федеральных законов, и организации, сформированные для выполнения задач, поставленных перед федеральными госорганами.

Координатором системы станет администрация президента РФ, оператором - Федеральная служба охраны.


Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий

Внедрение цифровых технологий в жизни общества помимо положительных аспектов, имеет и негативную (криминогенную) сторону.

Информационно-телекоммуникационные технологии (далее - ИТТ) преимущественно используются при совершении преступлений против собственности, а также в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Уязвимость внедряемых в финансово-кредитную сферу инновационных технологий и их активное применение на практике эксплуатируют мошенники, совершая посягательства на имущество граждан и организаций на принципиально новой высокотехнологичной основе.

Государство на законодательном уровне реагирует на сложившуюся обстановку. Так, федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» усилено наказание за хищение денежных средств с банковского счета или электронных денежных средств до 6 лет лишения свободы. При этом уголовная ответственность наступает не только за совершение хищений с использованием банковских карт (их реквизитов и контрольной информации), но и иных электронных средств платежей.

Принятие Федерального закона от 27 июня 2018 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств» и запуск специальных автоматизированных систем Банка России расширили возможности кредитных организаций по выявлению и блокированию транзакций, имеющих признаки перевода денежных средств без согласия клиента.

В интегрированный банк данных федерального уровня Главного информационно-аналитического центра МВД России введен в эксплуатацию модуль «Дистанционное мошенничество». Анализ содержащейся в базе данных информации свидетельствует о возможности установить сведения о причастности уличенного в совершении преступления лица к совершению иных преступлений в сфере ИТТ с использованием им тех же номеров телефонов, банковских карт, адресов используемых сайтов и т.д. Таким образом, при установлении лица, совершившего хотя бы один преступный эпизод с использованием тех же средств, возможно, отследить и иные совершенные им преступления в любом регионе страны.


Преступления, совершаемые с использованием информационно-коммуникационных технологий.

   Развитие технологий в современном мире обуславливает их проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели, в том числе личное обогащение.

   Повсеместно регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, у физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа хищения предусмотрена ст. ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ.

   Мошенники используют разные способы обмана людей в интернете от спама до создания сайтов-двойников. Цель злоумышленников — получить персональные данные пользователя, номера банковских карт, паспортные данные, логины и пароли.

   Просим принять во внимание, что сотрудник банка не имеет право спрашивать пароль от карты и уж тем более, его нельзя никому сообщать. Чтобы не стать жертвой подобной аферы, достаточно позвонить в банковскую организацию по телефону, указанному на официальном сайте или на обороте карты. Уточните у оператора, действительно ли кто-то пытается снять деньги, и сообщите номер телефона мошенников.

   Также, в связи со сложной эпидимиологической ситуацией во всем мире граждане чаще стали использовать покупки различных товаров через интернет-сайты, однако, данной ситуацией используя корыстные мотивы, активно пользуются злоумышленники. В связи с чем, призываем Вас к внимательности при осуществлении интернет-покупок.

   Акцентируйте внимание на том, чтобы при входе на сайты было установлено защищенное соединение https. О подобных фактах следует незамедлительно сообщать в правоохранительные органы, в первую очередь – в полицию. Такие сообщения тщательно проверяются в целях установления лиц, причастных к преступной схеме, и их привлечения к уголовной ответственности.


Разъяснение законодательства о преступлениях, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий

В последнее десятилетие в Российской Федерации хищения с использованием средств связи набирают стремительные обороты. Законодатель, пытаясь сдержать рост указанного вида хищений, реагирует на данную ситуацию. Это подтверждается теми изменениями, которые вносятся в уголовное законодательство. Так, Федеральным законом от 23 апреля 2018 года часть 3 статьи 158 и часть 3 статьи 159.3 УК РФ были дополнены особо квалифицирующим признаком: «деяния, совершенные с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств». Кроме того, ужесточена санкция за мошенничество с использованием электронных средств платежа: арест на срок до четырех месяцев заменен на лишение свободы на срок до трех лет.

Подчеркивая общественную опасность преступлений, предусмотренных за мошенничество с использованием электронных средств платежа и в сфере компьютерной информации, законодатель снизил пороговое значение крупного размера с одного миллиона пятисот тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей, особо крупного – с шести миллионов рублей до одного миллиона рублей.

Все рассматриваемые хищения денежных средств с банковских счетов граждан, совершенных с использованием систем дистанционного банковского обслуживания, можно разделить на две основные группы:

1)  бесконтактные, то есть совершаемые без личностного контакта субъекта с потенциальным потерпевшим (преступления, в которых субъект не контактирует с потерпевшим);

2) контактные, то есть совершаемые посредством установления личностного контакта субъекта с потенциальным потерпевшим (например, путем телефонного звонка или SMS-сообщения).

Также хищения денежных средств можно разделить на следующие виды, это когда:

- субъект осуществляет телефонный звонок от лица вымышленных сотрудников банка или службы безопасности и сообщает о необходимости предоставления информации о номере карты, ее владельце, сроке действия, трехзначном коде, указанном на оборотной стороне карты, в связи с «проведением профилактических работ», «блокированием карты по подозрению в попытке хищения денег» и т.п.;

- субъект просит предоплату за товар или услуги в Интернете;

- субъект сообщает о выигрыше;

- субъект осуществляет телефонный звонок лицу и сообщает, что у его родственника (знакомого) проблемы, например, попал в ДТП, совершил правонарушение и т.п., и предлагает «решить проблему» с помощью внесения на счет злоумышленника определенной денежной суммы.

Следует отметить, что число указанных противоправных деяний продолжает увеличиваться. Высокая степень общественной опасности таких преступлений подтверждается их спецификой - совершить их могут лица, обладающие специальными знаниями и использующие технические средства именно в криминальных целях, что приводит к нарушению не только права собственности, но и банковской тайны.

 


Приговором Тюльганского районного суда местная жительница признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 119 УК РФ (угроза убийством), ст. 319 УК РФ (публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей).

Судом достоверно установлено, что женщина умышленно, незаконно, с целью запугивания гражданина произнесла слова угрозы убийством лицу, которое восприняло угрозу реально, а также умышленно, незаконно с целью публичного оскорбления представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей произнесла в его адрес слова оскорбления, тем самым, публично унизила его честь и достоинство. 

С учетом позиции государственного обвинителя суд назначил виновному наказание в виде 240 часов обязательных работ.

Приговор вступил в законную силу.


Приговором Тюльганского районного суда ранее судимый местный житель признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ (кража с причинением значительного ущерба).

Судом достоверно установлено, что мужчина, ранее судимый за совершение тяжкого преступления, умышленно, незаконно, с целью хищения чужого имущества и обращения его в свою пользу совершил кражу с причинением значительного ущерба потерпевшему.

С учетом позиции государственного обвинителя суд назначил виновному наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года с ограничением свободы на срок 1 год месяцев с отбыванием основного наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговор вступил в законную силу.


Прокуратурой района выявлены нарушения требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" в деятельности 2 организаций, расположенных на территории  Тюльганского района.

По результатам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес указанных организаций внесены представления об устранении нарушений, которые рассмотрены и удовлетворены, приняты меры к их устранению.

В отношении 2 должностных лиц вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 8.5 КоАП РФ, которые направлены в Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области для рассмотрения по существу.

По результатам рассмотрения прокурора 2 должностных лица признаны виновными в совершении указанного административного правонарушения, с назначением штрафа в размере 6 тыс. руб.


Прокуратурой района проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства в отношениииндивидуального предпринимателя, являющегося лицом, осуществляющим поставку и обслуживание коммунальной услуги холодное водоснабжение в жилые дома, а так же услуги по обеспечению водоснабжения население одного из муниципальных образований района.

В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем не обеспечено бесперебойное круглосуточное предоставление коммунальной услуги холодного водоснабжения для жильцов муниципального образования, выразившееся в нарушении режима обеспечения коммунальной услугой.

По результатам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес индивидуального предпринимателя внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты меры к устранению причины отсутствия подачи коммунальной услуги холодное водоснабжение.

Кроме того прокурором района в отношении индивидуального предпринимателя возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 КоАП РФ - нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.

Постановление государственной жилищной инспекции Оренбургской области индивидуальный предприниматель привлечен к административной отвественности, назначено наказание в виде штрафа.

 


Прокуратурой района проведен ряд проверочных мероприятий исполнения законодательства о ценообразовании на продукты притания при осуществлении розничной реализации продовольственных товаров в деятельности торговых точек, расположенных на территории Тюльганского района.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что реализация продовольственных товаров в отном из магазинов осуществляется с торговой надбавкой, превышающей предельный 10 % размер розничной торговой надбавки к отпускным ценам на товары народного потребления.

По данному факту прокуратурой района 16.03.2022 внесено представление об устранении нарушений законодательства о ценорегулировании, которое рассмотрено и удовлетворено. Цены на товары народного потребления скорректированы и приведены в соответствии с нормами действующего законодательства.


Какие организации вправе выдавать потребительские займы?

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов могут вести кредитные организации (банки), а также некредитные финансовые организации в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В частности, право осуществления этой деятельности предоставлено:

- микрофинансовым организациям (Федеральный закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»);

- ломбардам (Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах»);

- сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам (Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»);

- кредитным потребительским кооперативам (Федеральный закон от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»).

Иные виды юридических лиц и индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять профессиональную деятельность по выдаче потребительских займов.

При этом, юридическое лицо для осуществления деятельности в качестве микрофинансовой организации (далее - МФО) должно быть в обязательном порядке внесено в государственный реестр МФО, который ведет Банк России. Проверить наличие организации в реестре можно на официальном сайте Банка России.

Можно ли отменить договор дарения?

В соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность или имущественное право.

На основании ст. 578 ГК РФ даритель вправе отменить дарение, если одаряемый совершил покушение на его жизнь, жизнь члена семьи, причинил телесные повреждения. В этом случае при смерти дарителя право требовать в суде отмены дарения принадлежит наследникам дарителя.

Также даритель вправе потребовать в судебном порядке отмены дарения, если обращение одаряемого с подаренной вещью, представляющей для дарителя большую имущественную ценность, создает угрозу её безвозвратной утраты.

В случае отмены дарения одаряемый обязан возвратить подаренную вещь, если она сохранилась в натуре к моменту отмены дарения.

В силу ст. 579 ГК РФ положения отмены договора дарения не распространяются в отношении обычных подарков небольшой стоимости.

Об ответственности за оскорбление представителя власти

За оскорбление представителя власти ст. 319 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную законную деятельность органов власти и их авторитет, а также честь и достоинство представителя власти.

Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости).

Объективная сторона преступления состоит в оскорблении представителя власти.

Специфичной для данного преступления является публичность оскорбления. Это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме (явно не соответствуют общепринятым нормам поведения, грубо попирают человеческое достоинство), становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из СМИ. Такие выступления могут быть перед аудиторией, на улице.
Признаком публичности обладают всевозможные листовки, обращения, содержащие оскорбительные сведения о представителе власти и вывешиваемые в доступных для чтения местах.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет.

Вышеуказанная статья предусматривает наказание в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

Обязательно ли платить налог за сдачу квартиры в аренду?

В целях правомерного оформления сдачи квартиры в аренду (внаем) необходимо заключить договор найма жилого помещения, который составляется в простой письменной форме и не подлежит нотариальному удостоверению. Договор заключается на срок, не превышающий 5 лет.

В случае, если договор заключается на срок не менее 1 года, то данный договор подлежит государственной регистрации. В случае отсутствия указанной регистрации наймодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч.2 ст. 19.21 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа в размере 5 тыс. рублей.

В соответствии с положениями ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) налогоплательщиком налога является получающее доход физическое лицо.

В случае неуплаты налога, в том числе при получении дохода от сдачи в аренду квартиры, наймодатель обязан по требованию налогового органа оплатить сумму неуплаченного налога, пени за каждый день просрочки (ч. 4 ст. 75 НК РФ), штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 122 НК РФ), штраф за неподачу декларации в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления (ч. 1 ст. 119 НК РФ).

Таким образом, оплата налога при сдаче квартиры внаем является обязательной, даже в случае её сдачи посуточно.

 


В преддверии международного дня борьбы со злоупотреблением наркотиками 25 июня 2020 года на площадке прокуратуры Тюльганского района под председательством прокурора района Владимира Мелентьева состоялось заседание постоянно действующей межведомственной рабочей группы по исполнению законодательства о противодействии незаконному обороту наркотических средств на территории района.

В работе совещания приняли участие представители органов местного самоуправления, отдела образования, сотрудники полиции, главный врач районной больницы, а также представители молодежного парламента и молодой гвардии «Единая Россия».

Участниками обсуждения отмечено, что правоохранительными органами и органами местного самоуправления района проделана определенная работа по противодействию незаконному обороту наркотических средств на территории района.

Проведен ряд мероприятий, оказавших положительное влияние на состояние законности в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Прокуратурой района на постоянной основе анализируется уровень наркопреступности и динамика наркопреступлений, в том числе среди несовершеннолетних.

Анализ данных свидетельствует о том, что в истекшем периоде 2020 года несовершеннолетних, родителей несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН отдела полиции в связи с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, а также в связи с совершением преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ не имеется.

Сотрудниками полиции выявлено 4 административных правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств: по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ – 1 (3), ст. 6.9.1. КоАП РФ – 3 (2), ст. 10.5.1 КоАП РФ – 0 (1). Все административные дела рассмотрены судом и виновные лица привлечены к административной ответственности в пределах санкции соответствующих статей.

Постановлением администрации Тюльганского района от 08.10.2019   № 609–п утверждена муниципальная программа «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту в Тюльганском районе на 2020 – 2026 годы». Данная программа разработана в целях формирования позитивного отношения к жизни у подрастающего поколения и молодежи с помощью повышения эффективности профилактической работы, направленной на предупреждение возникновения и противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Реализация программы положительным образом влияет на уровень правопорядка в районе. В программу включены мероприятия по реализации спортивных мероприятий для подростков и родителей. Паспорт программы структурирован в соответствии с требованиями действующего законодательства в части разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Тюльганский район Оренбургской области.

В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов по противодействию незаконному обороту наркотических средств на территории района на заседании межведомственной рабочей группы намечены конкретные мероприятия, направленные на активизацию работы.